Рябова З. В.,
канд.пед.н., доцент, докторант
Университета менеджмента образования Национальной Академии педагогических наук
Украины
В условиях социально-экономических
преобразований, в которых последнее время развиваются отношения в нашем
обществе, требует от системы образования переориентации на изучение и
удовлетворение образовательных потребностей потребителей. Это обуславливает необходимость
разработки и внедрения в учебных заведениях маркетинговой стратегии
деятельности.
Маркетинговая деятельность создает базу
для принятия управленческих решений относительно расширения, обновления или
сокращения образовательных услуг, предоставляемых учебное заведение. Кроме
того, она создает положительный имидж заведения и, что сегодня есть край
актуальным, способствует формированию образовательных потребностей с целью
повышения образования как социальной ценности.
Использование маркетинга в образовании
рассматривается в работах таких авторов как Б. Братанич [1], С. Вознюк [2], С.
Захаренков [15], Е. Королькова [7], Н. Литвинова [9], И. Мороз [11 ], Т.
Оболенская [12], А. Панкрухин [14], Е. Подшибякина [9], П. Третьяков [15], М.
Туберозова [15], Н. Шарай [15], В. Шереметова [9] и др.
Ведущим положением в выше указанных исследованиях
является обоснование целесообразности и необходимости использования
маркетинговых исследований в системе образования (в том числе и на уровне
учебного заведения) для согласования современных требований государства,
педагогической теории и практики, а также потребностей потребителей
образовательных услуг.
Целью данной статьи является раскрытие
маркетинговой деятельности, цикла маркетингового управления учебным заведением
и использования передовых маркетинговых исследований в управлении учебным
заведением.
Под маркетингом в образовании понимают
вид рыночной деятельности, который направлен на изучение, предоставления и
удовлетворения потребностей в образовательных услугах.
Мы полностью поддерживаем точку зрения
Б. Братанича, что для системы образования маркетинг имеет принципиальное
значение, прежде всего в двух аспектах: формирование критериев социальной и
индивидуальной ценности образования в контексте социокультурных характеристик
информационного общества (определение ценностных параметров качественного
образования) и обеспечения возрастания роли образования как социального
ценности в системе его ценностных приоритетов [1, с. 8].
В связи с этим под маркетинговой
деятельностью учебного заведения мы понимаем деятельность, направленная на
изучение запросов (предложений) потребителей и их формирования в будущем на
основе предоставления и получения образовательных услуг с целью развития
личности потребителя и подъем образования как социальной ценности.
Разработка технологии формирования
стратегии маркетинговой деятельности учебного заведения сегодня актуален и является
перспективным направлением развития системы образования. Это связано с тем, что
учебное заведение функционирует и развивается в условиях рыночных отношений. И
поэтому его главным заданием есть предоставление качественных образовательных
услуг.
Продолжение следует.
|